Во Львове во все времена было много умных, успешных и красивых женщин. Но многие ли из них известны широкой публике? Конечно, прежде всего приходит на ум красавица-актриса Зофия Батыцкая, победившая в популярном конкурсе красоты «Мисс Полония» 1930 года, пишет сайт lvivyanka.info. Но, кроме нее, в этом конкурсе среди более 5 тысяч участниц принимала участие и будущая супершпионка Кристина Скарбек, которая, кстати, заняла шестое место, и еще одна, чрезвычайно интересная девушка из не менее интересной «сладкой» семьи. И говорили, что это именно она, Кристина Гёфлингер, должна была занять первое место в знаменитом конкурсе…
Ресторанный бизнес в генах
История колоритной семьи Гёфлингеров (Höflinger) с немецкими корнями уходит еще в середину XVII века. Они были не только очень предприимчивы, но и имели в генах страсть к ресторанному и кондитерскому бизнесу. Кароль Гёфлингер приехал во Львов из Чешских Будейовиц в начале XIX века и открыл здесь ресторан. Но и он был не первым в семье, потому что его отец и кузены уже занимались ресторанным бизнесом. Во время карнавала 1852 года Гёфлингер затмил всех, ведь он организовал 11 балов! И все грандиозные, на которые прибыло около 400 человек! Балы проходили в помещениях, арендованных Гёфлингером в Стрельнице и Иезуитском саду. Вроде бы все в семье шло хорошо, бизнес развивался, рестораны процветали, отец передал руководство делами своему сыну Яну, а дальше был внук, тоже Ян… Впрочем, тут что-то вдруг пошло не так.
Можно лишь догадываться, что именно побудило Яна Гёфлингера отказаться от налаженного ресторанного бизнеса и перейти в малоизвестное кондитерское дело. В конце XIX века в городе было много ресторанов — больших, маленьких, более или менее изысканных и очень скромных, а кондитерских и производителей сладостей, учитывая количество жителей, было относительно мало.
В середине 1870-х годов, по данным Антония Шнайдера, во Львове было 116 ресторанов, 500 баров с крепкими напитками, 162 пивных, 36 кафе и всего 19 цукерен. Возможно, «сладкое» дело показалось Яну более перспективным? Может, он был большим лакомкой и безразличным к другим блюдам? А может, так он пытался растопить сердце жены Текли-Луизы? Или ему просто больше нравилось специализироваться на сладостях?
Так или иначе, после длительной учебы кондитерскому ремеслу, Ян Гёфлингер открыл конфетно-шоколадную фабрику. И следует знать, что не во Львове он начал свой профессиональный путь, а в Бучаче, а вот во Львов Ян приехал позже и только в 1897 году открыл здесь кондитерскую и фабрику, выкупив помещение у кондитера Алоизи Горвата на улице Театральной, 8. Интересно, что раньше это была кондитерская Михала Монне, дяди Ванды, любовь которой к художнику Артуру Гроттгеру стала одной из самых романтичных львовских историй.

Но вернемся к Яну Гёфлингеру. Он действовал очень решительно и вскоре был избран президентом Общества кондитеров Львова. Его имя стало брендом, кстати, логотип молочного шоколада Гёфлингера очень похож на современный логотип шоколада «Милка» известной швейцарской компании. В 1901 году во Львове действовали уже три магазина: кроме Театральной, 8, еще была цукерня на Коперника, 2, и около современной площади Франко. Также Ян был владельцем нескольких зданий, которые сдавал в аренду.

Сладкий король
После внезапной смерти в 1903 году Ян передал все полномочия сыну Тадеушу-Мариану, который стал достойным продолжателем сладкого дела. Он уделял большое внимание рекламе и оборудованию, в частности, одним из первых во Львове начал использовать подвижную рекламу, участвовал в различных выставках и ярмарках, а в 1904 году Тадеуш возглавил Общество конфетников для Галиции и Буковины. Фабрика шоколада, конфет и печенья под его руководством развивалась и приобретала популярность, вскоре она переехала на улицу Асника, современную Богомольца, и превратилась в фабрику консервов и шоколада «Рукер и Гёфлингер». В 1930-е годы на фабрике работали около 300 человек (по некоторым данным, даже до 500), а состояние «сладкого короля» составляло почти 500 тысяч злотых.
Тадеуш, несомненно, как сказали бы сейчас, был прекрасным маркетологом. Он знал, как достучаться до клиента, какую рекламу использовать для увеличения продаж, так что во львовской прессе появлялись аккуратные короткие статьи с сенсационными названиями, и каждая была более или менее скрытой рекламой: то о заказе Гёфлингера непосредственно из английского королевского двора, то о нападении на его фабрику… Свою продукцию он рекламировал и во время многих интересных мероприятий в городе, привлекая внимание Львовской публики.
Например, свое печально известное выступление Fly Man в январе 1928 года канатоходец Стефан Полинский начал с того, что разбрасывал над головами присутствующих шоколадные конфеты Höflinger, предварительно развернув рекламный плакат фабрики… Каждый раз на разных мероприятиях зрителям дарили сладкие призы: коробки конфет, шоколад, шоколадные медали.
В июне 1931 года во время Международного кольцевого забега по улицам города в перерыве между гонками был организован заезд детей 6-7 лет на автомобилях Citroën. Призы для маленьких участников соревнований профинансировал Citroën, а компании Jan Höflinger и Hazet подготовили для всех таблички и коробки шоколадных конфет. Также во время гонки действовал шоколадный тотализатор.
Шоколад для благотворительности
Самую известную рекламную кампанию Тадеуш Гёфлингер развернул во время постройки памятника Адаму Мицкевичу во Львове. Идея была великолепна: фабрика разработала красивый шоколадный медальон с портретом знаменитого поэта по мотивам барельефа создателя памятника Антония Попеля. Медальон стоил 20 геллеров, а весь доход от продаж первых 10 тысяч штук Тадеуш передал на памятник. Медальоны продавали по всему городу, во многих местах – кондитерских, кафе, лавках специй, на Национальном базаре, в гостинице «Жорж», даже в парфюмерных магазинах и аптеках. Благодаря Тадеушу собрали 2000 злотых и вдохновили другие компании последовать его примеру.
Впрочем, это была не последняя подобная акция, придуманная Тадеушем Гёфлингером. В 1906 году он пожертвовал часть прибыли от продажи шоколада на строительство памятника Бартошу Гловацкому, а в 1910 году от продажи специально изготовленных конфет «Królewskie» с портретами польских королей — на памятник Грюнвальдской битве в Кракове.
Тадеуш всегда имел большое сердце, когда речь шла обо всех видах благотворительности и заботе о приютах для бедных детей и сирот. В межвоенный период он поддерживал многие инициативы, продавая специальные линии шоколада. Так, в 1925 году, когда Тадеуш в сотрудничестве со Львовским отделом Морской и речной лиги изготовил 50 тысяч кусочков рекламного шоколада, а 10% чистой прибыли перечислил в фонд строительства торгового флота. Гёфлингер также присоединился к популяризации эсперанто — предложив серию специальных шоколадных конфет с упаковкой с надписями на этом международном языке.

Наряду с Тадеушем всегда была его жена Владислава, урожденная Каня, которая была не менее активной в общественной жизни. Такое единомыслие началось еще с момента их свадьбы в 1908 году, когда молодожены сделали большое пожертвование на благотворительность епископу Бандурскому, который их венчал. В конце 1930-х годов они активно занимались достройкой Церкви Матери Божьей шкаплерной и Монастыря босых кармелитов на Персенковке. Хроника бывшего монастыря содержит записи об их деятельности:
«Госпожа Гёфлингер больше не имеет никаких запретов в нашем деле. Этому делу она, можно сказать, отдалась всей душой. Ее большая преданность строительству нашей церкви достойна удивления…».
Тем временем «Dziennik Polski» писал:
«Комитет работает с чрезвычайной самоотверженностью, а душой этой действительно гражданской акции являются господа Гёфлингеры и Снядовские – “прихожане” нового храма. Усилия Тадеуша Гёфлингера в этом плане следует особо оценить».
Во время освящения костела 16 июля 1938 года на колонне у главного алтаря была установлена памятная доска в память о Гёфлингерах, которая, к сожалению, не сохранилась, да и неизвестно, удастся ли сохранить сам костел…
Гёфлингер везде
Такое впечатление, что Тадеуш Гёфлингер был везде. И это не только потому, что много лет он работал заместителем председателя Львовской торгово-промышленной палаты и депутатом Львовского городского совета. С начала профессиональной деятельности он занимался как коммерческим образованием, так и поддержкой предпринимательства. По образованию он был юристом, а еще Тадеуш любил музыку и хоровое пение, был президентом Малопольской ассоциации музыкально-певческих обществ во Львове, в 1932 году за «заслуги перед польской песней» получил благодарность за труд и награжден Почетным знаком I степени.
В 1929 году он стал соучредителем Общества графических искусств и его президентом, также являлся президентом футбольного клуба «Czarni Lwów» – одного из самых известных спортивных клубов Львова. Его футбольная команда 7 сезонов выступала в польской первой лиге, сыграв в общей сложности 164 матча. Значительных успехов добилась и хоккейная секция, которая дважды подряд поднималась на пьедестал почета чемпионата Польши, а в 1935 году была лучшей в стране.
Также Тадеуш был основателем Общества коммерческой школы, издавал «Dziennik Lwowski» и «Gazeta Poranna», помогал в организации Восточных торгов, участвовал в обороне Львова, получил Золотой крест заслуги и один из немногих, кто был награжден чехословацким Офицерским крестом Белого льва.
Продолжение следует…
Источники:
- http://Львів%20солодкий.%20Кондитерська%20фірма%20Яна%20Гефлінгера.%20–%20Фотографії%20старого%20Львова,%2027.02.2015.
- http://Gordijewska%20А.%20Czekoladowy%20Lwów%20//%20Kurier%20Galicyjski.%20—%20nr%2016%20(356),%201—14%20września%202020.
- http://Gordijewska%20А.%20Słodko-gorzka%20czekolada%20–%20Höflingerowie.%20–%20Kurier%20Galicyjski,%20nr%205%20(369),%2016–29%20marca%202021.
- http://Jan%20Höflinger%20—%20ku%20pamięci.%20ogrodywspomnien.pl%20(пол.).%20Ogrody%20Wspomnień.%20Cmentarz%20internetowy.%20Процитовано%2022%20січня%202021
- http://Piotr%20Paweł%20Cypla%20(2019).%20W%20blasku%20gwiazd%20Lwów%20Ano%20Domini%201930.